Техника езды-Посадка, техника езды на велосипеде

 Правильная установка седла в велотуризме имеет большое значение потому, что человек проводит в седле день за днем многие часы. Чем больше соответствует седло и его установка анатомии седока, тем меньше он в походе устает.
     Прежде всего важна ширина седла. Юноши и мужчины, у которых расстояние между седалищными буграми небольшое, могут ездить на узких седлах. Для женщин больше подходят широкие седла.
     Положение седла определяется его высотой над педалями, расстоянием от руля и углом наклона к горизонту. Есть несколько критериев установки седла по высоте, назовем чаще всего применяемые. Самый простой способ: человек садится на стоящий велосипед, кладет руки на руль, одну из педалей переводит в крайнее нижнее положение. При этом он, не наклоняя таз, должен пяткой ноги достать педаль. Другой критерий такой: у человека, сидящего на велосипеде, нога, поставленная на педаль в ее крайнем нижнем положении, должна быть согнута в колене под углом 165-170°. При этом мышцы ноги должны быть в ненапряженном состоянии.
     Продольное перемещение седла обеспечивает короткую и растянутую посадку. Если седло расположено ближе к рулю, посадка становится короткой, если дальше - растянутой. Правильность продольной установки седла определяется так: у велосипедиста, севшего на седло и поставившего ногу на педаль в ее крайнем переднем положении, центр коленного сустава должен находиться на одной отвесной линии с осью педали. Еще один критерий: если приставить локоть к переднему концу седла, то средний палец должен коснуться трубы руля около выноса. Третьи считают, что задняя кромка седла должна отстоять от отвесной линии, опущенной на вал каретки, на 33-38 см.
     Чаще всего седло устанавливают таким образом, чтобы поверхность его в задней и передней частях была на одной высоте.

     Высота руля зависит от положения уже установленного седла, от типа руля, длины верхней трубы рамы, длины рук и корпуса велосипедиста. Обычно руль устанавливают таким образом, чтобы средняя часть трубы руля была на одном уровне с поверхностью седла; велотуристы, имеющие шоссейно-гоночные велосипеды, устанавливают руль даже на 2-3 см ниже седла.
     Правильность установки седла и руля надо обязательно проверить в езде. При плавном педалировании велосипедист не должен ерзать на седле из стороны в сторону, руки, лежащие на ручках руля, слегка изогнуты в локтях, велосипедист не должен сутулиться, спина его по всей длине лишь слегка согнута. Во время езды шея, спина, руки человека не должны испытывать чрезмерного напряжения. Окончательную коррекцию установки седла и руля каждый человек делает в соответствии со строением своего тела - так, как ему удобнее. После этого седло надежно закрепляют на подседельной трубе, а трубу - на раме. Поскольку эти узлы весьма «капризны», гайки подкрепляют контргайками либо применяют широкие гайки (если нет быстродействующего зажима с рычажком).

     Во время езды велосипедист может принимать два основных положения на велосипеде. Обычно он сидит на седле, но иногда едет, стоя на педалях. При втором положении он прибавляет усилия для нажатия на педали. Называется это положение «танцовщица». Велосипедист встает с седла, наклоняет корпус немного вперед и переносит вес тела то на одну, то на другую ногу. При нажатии правой ногой на педаль левая рука тянет руль вверх, а правая рука нажимает на рупь вниз. При этом велосипед несколько наклоняется вправо. При нажатии левой ногой правая рука тянет руль вверх, а левая - нажимает на него вниз. Велосипед наклоняется влево. Положение «танцовщица» велосипедисты принимают для быстрого разгона, на крутом подъеме или на труднопроезжем участке.

     Посадку в седле в свою очередь различают низкую, среднюю и высокую. При высокой посадке руки лежат на средней части спортивного руля близко к его выносу или на рукоятках руля дорожного велосипеда (городского типа), положение туловища почти прямое, находится в привычном естественном положении, а руки в локтевых суставах почти выпрямлены. Высокая посадка позволяет упереться в руль ладонями и расслабить пальцы. Применяется она при спокойной езде в среднем и медленном темпе на ровной дороге и по ветру, позволяет свободно обозревать дорогу и окрестности.
     При средней посадке руки велосипедиста лежат на основании рычагов спортивного руля. Туловище наклонено больше, руки в локтевых суставах лишь слегка изогнуты для амортизации. Голова наклонена тоже больше, но ее положение позволяет без напряжения смотреть на дорогу. Средняя посадка чаще всего применяется на подъемах, спусках и при встречном ветре, когда нужен хороший обзор дороги и местности.
     Руль спортивного типа позволяет применять еще одно положение ладоней - около верхнего крутого изгиба трубы руля. Пальцы обхватывают трубу руля с внешней стороны, ладони обращены друг к другу. Такое положение дает промежуточную посадку между высокой и средней, что особенно актуально в многодневных походах при длительной монотонной езде, когда для отдыха ладоней и запястий рук необходимы разнообразные положения на руле.
     Естественную низкую посадку обеспечивает спортивный изогнутый руль. Велосипедист держится за ручки руля, туловище сильно наклонено к рулю, руки согнуты в локтевых суставах. При этом важно, чтобы велосипедист не сутулился, а наклон туловища обеспечивали тазобедренные суставы. Голова при низкой посадке немного приподнята, и велосипедист следит за дорогой как бы исподлобья. Такая посадка применяется при езде против ветра и в быстром темпе. Руль дорожного велосипеда (руль городского типа) тоже не мешает принять низкую посадку, но при этом руки не имеют упора, больше напряжены, сильно согнуты в локтях. При этом важно локти не растопыривать в стороны (увеличивается сопротивление воздуха) и не прижимать к туловищу (затрудняется дыхание), а держать их на ширине плеч.
     За счет смещения в седле вперед и назад велотурист также обеспечивает различные условия и режим работы мышц. Посадка велотуриста должна быть свободной и динамичной, то есть меняющейся сообразно с условиями езды. Например, на подъеме велосипедисты смещаются на переднюю часть седла, и посадка становится короткой и собранной. Такое положение обеспечивает наилучшие условия при давлении на педаль. При спуске сдвигаются назад, посадка становится более растянутой, положение туловища - свободным, ненапряженным. Несколько смещенная назад посадка является более удобной, дает возможность туристу работать в высоком темпе равномерно и длительное время. При длительной и однообразной езде велотуристы для уменьшения напряжения одних и тех же мышц периодически меняют свое положение на седле, передвигаясь по его длине.
     На педаль ступню нужно ставить передней частью так, чтобы на ось педали приходилось основание большого пальца - здесь в нижней поверхности стопы ощущается бугорок. Ось стопы должна располагаться параллельно шатуну педали в его горизонтальном положении.

     Техника педалирования тоже имеет большое значение. Колени велосипедиста должны двигаться в строго параллельных плоскостях, не следует их растопыривать в стороны: это увеличивает сопротивление воздуха, да и не очень эстетично, когда человек на велосипеде выглядит раскорякой. Если правильное движение ног не получается, нужно специально потренироваться, немного разводя в стороны пятки, а колени приближая к верхней трубе рамы. Со временем должен появиться навык вращать педали равномерно, плавно, без рывков.
     Более эффективное педалирование достигается с помощью туклипсов, без которых оно сводится лишь к нажатию на педаль, когда та находится в передней половине окружности. Некоторые начинающие велосипедисты не могут привыкнуть к туклипсам и ездят без них. На равнинных дорогах можно ездить без туклипсов, но на пересеченной местности, в горах без них трудновато. Помогают они на песчаной дороге и вообще везде, где нужны дополнительные усилия для педалирования, а также при необходимости быстро разогнаться, перепрыгнуть через небольшое препятствие. Туклипсы удерживают ноги на педалях, когда велосипед на скорости неожиданно попадает на выбоины. Туклипсы требуют навыка быстро вставлять в них ногу не глядя и еще быстрее выдергивать при потере равновесия, на плохой дороге и т.д. Подбирать туклипсы нужно такого размера, чтобы между носком велотуфли или кроссовки, правильно поставленной на педаль (основание большого пальца - над осью педали), и дужкой туклипсы был небольшой зазор.
     Чтобы еще больше повысить эффективность педалирования, приверженцы спортивного велотуризма стали применять педали с шипами, а в 90-х годах в туристской среде все более утверждаются пришедшие из спорта контактные педали. Педалирование с ними еще эффективнее, чем с туклипсами, особенно в мертвой зоне, поскольку работает больше мышц, усиливается нажим ноги на педаль и в горизонтальном направлении.
     При педалировании различают четыре фазы: нажим, проводка, подтягивание и проталкивание педали. Самой производительной и продолжительной фазой в любом случае остается нажим на педаль. При наличии туклипсов одновременно с нажимом другая нога помогает первой, подтягивая педаль вверх. В какой-то степени туклипсы дают возможность осуществить и проталкивание педали в ее верхнем положении, но эффективнее проталкивание осуществляется с помощью контактных педалей. Проводка педали в нижнем ее положении возможна только с помощью них. Таким образом нога прилагает усилие к педали в течение всего оборота вала каретки, исключаются так называемые мертвые зоны, круговое движение педалей становится более плавным и легким. При этом необходимо следить, чтобы носок ноги в фазах проводки, подтягивания и проталкивания педали был ниже пятки.
     Но шипы - все-таки препятствие для экстренного снятия ноги с педали, поэтому требуют дополнительных тренировок. В комплекте с туклипсами их могут применять лишь велотуристы-спортсмены, которые путешествуют в быстром темпе только по дорогам с твердым покрытием и подолгу не сходят с велосипеда. На грунтовых дорогах и дорогах с препятствиями туклипсы и шипы вместе применять не рекомендуется. На таких дорогах может оказаться рациональнее езда с комбинированными педалями (на одной стороне - поверхность обычной педали, на другой - замок для жесткого закрепления ноги на педали).

 Тем, кто приобрел велосипед с несколькими передачами, требуются тренировки по переключению передач в разных режимах и в различных дорожных условиях, особенно если у велосипеда - не фиксированное положение передач. Важно, чтобы пальцы рук, действуя рычажками переключателя, чувствовали положения рычажка, соответствующие попаданию цепи на ту или иную звездочку. Во время переключения надо свободно без нажима крутить педали. Переключение легко осуществляется, когда цепь не находится под нагрузкой, велосипед имеет запас скорости. Поэтому переключать надо заблаговременно: до того, как велосипед потерял скорость на подъеме, перед трудным участком.
     Обладателю велосипеда с двумя переключателями передач нужно сразу научиться правый рычажок переключать правой рукой, а левый рычажок - левой. Очень важно также научиться в зависимости от условий езды правильно подбирать ту или иную передачу.
     Многие велосипедисты-любители пренебрегают маленькой ведущей звездочкой. Даже при езде против ветра они зачастую ставят цепь на большую ведущую и маленькую ведомую звездочки. Между тем грамотный велосипедист, поставив цепь на малую ведущую звездочку и ведомую с 16-17 зубьями, разовьет большую скорость с меньшими физическими затратами. Для езды на малых передачах частоту педалирования надо повысить до 80-90 оборотов в минуту, что достигается тренировками. Рекомендуется в начале сезона наездить не менее 1500 км на малых передачах и только затем воспользоваться большими передачами.
     На малых передачах (малая ведущая звездочка, ведомая - 15-16 зубьев) целесообразнее ездить по городу - велосипед будет быстрее трогаться с места на перекрестках, легче набирать скорость в острых дорожных ситуациях, он будет лучше управляться, наконец, это будет дополнительной тренировкой.

     Главное отличие гоночного велосипеда от других - наличие у него однотрубных шин высокого давления, которые приклеиваются к ободу колеса. Езда на гоночном велосипеде с «однотрубками» требует определенных навыков, так как такие шины имеют малую площадь сцепления с дорогой. Хотя в сухую погоду крутые виражи они позволяют проходить на большой скорости, необходимо учитывать дорожные условия. К примеру, на повороте часто поверх асфальта лежит тонкий слой песка или мелких камешков. Неправильно выбранная скорость и угол наклона велосипеда может привести к заносу и падению. Особенно внимательным надо быть в дождливую погоду, когда «однотрубки» имеют плохую сцепляемость с полотном шоссе. В этих условиях не рекомендуется ездить на кроссовых «однотрубках». Как показывает практика, большинство падений в дождь и слякоть происходит на поворотах, а также при переезде через рельсы.
     Если все же скорость для поворота явно велика и велосипед не вписывается в кривую дороги, можно еще подправить траекторию велосипеда, быстро наклонив его под собой и тут же вернув в прежнее положение.

     Несколько соображений по поводу торможения. Вообще-то самое лучшее - пользоваться тормозами как можно реже. Ради сбережения не только колодок, но и других частей велосипеда: тросиков, узлов крепления скоб тормозов, покрышек и т. д. Во всяком случае, не нужно без надобности тормозить резко. Причем при торможении усилия к заднему тормозу должны прилагаться не меньшие, чем к переднему. Для остановки велосипеда на сухой дороге в заранее намеченном месте, если на пути нет препятствий, велосипедист за 150-200 м до намеченного места должен прекратить крутить педали, небольшими короткими нажатиями на тормоза снизить скорость до минимума и при небольшой скорости движения окончательно остановить велосипед.
     Вообще умение тормозить требует своей тренировки. Нужно знать практически тормозной путь своего велосипеда на разных дорогах, в различных погодных условиях, на той или иной скорости. Особенно следует избегать резких торможений на скользкой и мокрой дороге, чтобы велосипед не заскользил юзом. Тут тем более важно тормозить многократным нажатием на тормозные рукоятки (нажал - отпустил, нажал - отпустил). Причем сначала нажимают рукоятку заднего, потом переднего тормоза. При экстренном торможении, особенно на спуске, следует насколько возможно сдвинуться в седле назад, чтобы не опрокинуться через переднее колесо.

     Обычно велотуристские группы на дорогах идут цепочкой по одному с интервалом между велосипедами 2-3 метра. Однако тем, кто нацеливается на спортивный велотуризм, полезно освоить принципы езды группой, принятые у спортсменов. Прежде всего речь идет об умении ездить «на колесе» (или «на рюкзаке»), когда дистанция между велосипедами сокращается до 5-10 см. Такой способ езды ощутимо облегчает «борьбу» со встречным ветром. Велосипедист, находясь за спиной идущего впереди товарища, тратит меньше энергии на преодоление сопротивления ветра. Однако езда «на колесе» в группах, где много новичков, не годится, так как может легко привести к падению. Велотурист без достаточного опыта неотрывно следит за колесом или рюкзаком впереди идущего, что, во-первых, быстро утомляет, во-вторых, не дает возможности осматривать окружающие ландшафты.
     Чтобы при езде «на колесе» чувствовать себя свободно, позволить себе посматривать по сторонам, необходимы длительные тренировки. На первых порах надо приучить себя не бояться ездить за задним колесом другого велосипеда на малом расстоянии (8-10 см). Вначале упражнение выполняют попарно на малой скорости. Нужно быть готовым в случае касания передним колесом заднего колеса напарника выставить ногу в сторону, чтобы избежать падения. Потом надо стараться при касании удерживаться на велосипеде. Чтобы после случайного прикосновения сохранить равновесие, надо резко ударить по заднему колесу впереди едущего или энергично нажать на него. Этот прием также постоянно должен отрабатываться на тренировке. Вначале следует тренироваться без туклипсов, в дальнейшем прием совершенствуют с туклипсами.
     Отрабатывая навык «сидеть на колесе», следует научиться ездить за лидером и строго сзади, и со сдвигом влево, и со сдвигом вправо на случай встречно-бокового ветра. Соответственно на тренировках надо научиться касаться передним колесом заднего колеса ведущего и справа, и слева.
     Потом в группе отрабатывается езда с так называемым разносторонним построением, при котором второй в колонне вепотурист направляет переднее колесо чуть правее ведущего, а третий - чуть левее второго и т.д. Такое построение менее эффективно в защите группы от ветра, но не требует высокой мобилизации внимания и реакции, как при прямолинейном построении. Разностороннее движение можно порекомендовать как основное в походах.
     На следующем этапе тренировок надо научиться ездить за лидером, не глядя на колесо или рюкзак, переводить взгляд на спину идущего впереди, а на прямых участках - и в стороны, только время от времени посматривая на лидера, а на случайное соприкосновение колес реагировать автоматически.
     Когда «на колесе» идет группа, от каждого требуется особая ответственность, поскольку ошибка одного велосипедиста может вызвать завал части или почти всей группы. Многое тут зависит от мастерства лидера. Отработка езды «на колесе» группой в одну линейку - это следующая стадия тренировок, в результате которых каждый должен побывать в роли ведущего. Он должен вести группу ровно, ритмично и прямолинейно, плавно огибая встречающиеся препятствия. Через какие-то промежутки времени происходит смена лидера. Ведущий сходит вправо на обочину, пропускает группу слева от себя и становится замыкающим. Время лидерства каждого члена группы определяется тренированностью, мастерством вождения велосипеда, умением чувствовать за собой группу и т.д. При сменах необходимо следить за сохранением установившегося ритма движения и не нарушать его. Смену нельзя делать на поворотах, перекрестках, на участках дорог с плохим обзором, при приближении автомобиля и при других осложнениях дорожной обстановки.
     Однако такая строгая система смены лидеров возможна в группах, все члены которых одинаково хорошо тренированы. В реальной походной обстановке тренированность людей разная, да и по психофизическим особенностям не все могут одинаково хорошо вести группы, поэтому в голову ставятся опытные и физически подготовленные велотуристы.
     На местных дорогах со слабым движением при боковом ветре велотуристы могут ехать парами.
     Езда веером (вся группа выстраивается в направлении ветра) применяется при боковом и встречно-боковом ветре. Такое построение возможно там, где совсем нет автодвижения: в степи, пустыне, на солончаках.

Источник: http://www.velotur.kiev.ua/

Другие статьи из раздела Техника езды