Уход за велосипедом-Смазка и чистка цепи

 

В среде велосипедистов есть два дискурса величайшего накала. Первый дискурс посвящен определению того, что хуже — проколоть камеру зимой на морозе или же проколоть ее летом, но проехав предварительно по говну (я пробовал и то и другое и полагаю, что второе хуже, но открыт для дискуссии). Второй дискурс посвящен тому, как правильно чистить и смазывать цепь. Об этом дискурсе и речь.

Что такое хорошо смазанная цепь

Помимо собственно износа, качество работы цепи может быть серьезно испорчено наличием дерьма внутри роликов и между соединенными звеньями. Скорости при этом переключаются нормально, но часть усилий педалирования уходит на то, чтобы преодолеть трение в цепи. Проверить наличие дерьма очень просто — во-первых, нужно прокрутить пальцами несколько роликов, во-вторых, попытаться сложить вместе несколько звеньев цепи. Если что-то получается с усилием, смазывай цепь или не смазывай — все едино. Цепь нужно вымыть.

Кроме того, важно отметить, что наличие смазки на внешней поверхности звеньев или роликов почти никак не сказывается на уменьшении трения. Зато на цепь налипает грязь (и хорошо еще если природная, она хоть немного, но отваливается сама; в городе же обычно налипает пыль, в результате цепь покрывается черной, плотно приставшей коркой). Эта грязь — верный и безотказный поставщик дерьма внутрь роликов, так что мазать цепь снаружи не только не полезно, но и вредно.

Таким образом, хорошо смазанная цепь выглядит сухой, но внутри неё полно смазки.

Как и когда чистить

Если ролики прокручиваются, а сложить цепь получается без труда, её достаточно вытереть тряпкой, крутя педали, после чего смазать (см. ниже). Если же есть проблемы, цепь нужно мыть.

Есть две основных методики. Во-первых, можно купить специальную машинку для мытья цепи. Недостаток машинки заключается в том, что она моет только внешнюю поверхность цепи, дерьмо же внутри остается живым и здоровым (цепь выглядит прекрасно, но работает так же плохо). Кроме того, процесс мытья машинкой долог, а часть моющего средства выливается на пол.

Гораздо лучше цепь снять (это совершенно непроблематично, если цепь снабжена замком — все цепи Sram и KMC — и у вас есть пассатижи) и помыть в какой-нибудь банке: сунуть в банку цепь, налить немного моющего средства, потрясти, после чего вылить жидкость и повторить процедуру. Раз на восьмой-десятый после тряски жидкость в банке станет относительно прозрачный, на чем можно и остановиться (после этого эстеты могут оставить цепь в жидкости на ночь, результат замечательный, но очень уж долго).

После этого цепь нужно высушить, повесить на велосипед и смазать. Вуаля!

Кстати сказать, множество грязи прилипает к звездочкам системы, кассеты и заднего переключателя. Стоит поставить вымытую цепь на велосипед, как она немедленно станет грязной. Посему, пока цепь сушится, полезно вытереть тряпкой все звезды. Пользы особой нет (грязь на поверхности роликов, как и ржавчина, мало на что влияет), но как-то эстетичней.

Чем чистить

В качестве моющего средства можно использовать специальный дегризер или любой органический растворитель (бензин, керосин, скипидар, солярку и т.п.). Дегризер не портит экологию, но плохо моет и страшно дорог. Органические растворители легко купить (уайт-спирит, к примеру, продается в любом хозяйственном магазине), они дешевы и прекрасно смывают грязь, но зато ужасно воняют.

Солярка сама по себе смазывает, так что если вы сторонник самых простых методов, можете просто время от времени поливать цепь соляркой. Смазывать ее после этого не придется. Но только потом не говорите, что я вас не предупреждал о запахе! Альтернатива солярке — WD-40. Зимой она очень удобна. Вернувшись домой, можно залить цепь WD-40 (даже снег с неё сбивать не обязательно) и ни о чем думать больше не придется. Я так проездил зиму — весной цепь была как новая. Разумеется, специализированные смазки смазывают всё-таки лучше.

Как и чем смазывать

Смазок нынче море, но все они примерно одинаковы. Все остаются внутри цепи около 100 км, все хавают грязь. Но есть нюансы.

1. Смазки-спреи с тефлоном или без. Крайне не рекомендую. Сами смазки, может, и хороши, но метод их нанесения, а именно спрей, просто ужасен. Внутрь цепи (см. выше) попадает 1% смазки. На внешнюю поверхность попадает 70%. 29% попадает вовсе мимо цепи (хуже всего, если смазка попадает на обода, что замечательно влияет на качество торможения). Причем нельзя сказать, что спреи обеспечивают высокую скорость смазки — да, сам по себе процесс быстр, но потом вытирать цепь приходится очень долго.

2. Смазки в баночках. Почти одинаковы независимо от цены (разве что некоторые воняют, а другие — нет). Приятными исключениями являются Pedros Extra Dry и Pedros Syn Lube. И то и другое смазки как смазки, но Extra Dry слабо собирает грязь после высыхания, а Syn Lube практически нечувствительна к воде (не то что бы это очень хорошие смазки, но они, по крайней мере, хоть чем-то отличаются от остальных).

Главное со смазками в баночках — метод нанесения.

Можно просто капнуть смазки на каждый ролик (кажется, что этот процесс очень долгий, но в действительности на всё про всё уходит всего пара минут). Проблема в том, что все равно цепь придется вытирать, поскольку часть смазки останется снаружи. Гораздо лучше раздобыть шприц и в меру тонкую иглу (отечественную, буржуазные слишком тонки), после чего капать на ролики из шприца. Достоинств у этого метода два: размер капли легче контролировать (много смазки все равно не нужно, так, у меня за одну смазку уходит всего три четверти кубика), кроме того, капать можно не на сам ролик, а на его бок, туда, где он соединяется с боковиной звена (там тоже нужна смазка). Вся операция занимает минут пять. Цепь же после неё остается чистой всегда. Я пришел к этому методу после долгих проб и ошибок и склонен полагать, что лучше уже ничего не бывает.

Кроме того, цепь можно выварить в густой смазке. Сразу скажу, что этот способ, на мой взгляд, давно потерял актуальность. Процесс очень трудоемок и малоприятен (например, расплавленная смазка ужасно пахнет, а вытереть потом поверхность цепи практически невозможно), а особой пользы не приносит.

Об авторе: Головач В.В. чистит и смазывает цепь уже несколько лет, раньше делал это по-разному, теперь нашел идеальный способ и пользуется только им.

Другие статьи из раздела Уход за велосипедом