Партнеры

Блог

Херсонская область (Алешковские пески)

   16 Апреля Ср в 18:39 2008   
Наверное не многие знают, что у нас в Украине есть своя собственная пустыня. Да еще и самая большая в Европе. Я сам узнал о ней только в конце прошлого года. И уже тогда у меня появилось желание попасть в нее в начале весны. Как планировал, в первых числах апреля не получилось, но я не жалею. 12-13 апреля небольшая жара днем только добавили остроты приключениям. Начать хотя бы с того, что по чистой случайности наше путешествие совпало с еще одной группой велосипедников из Киева, но в отличие от нашей скромной группы в два человека их было 17 участников. Поезд Киев – Севастополь в Херсон прибывает около 6 утра, и стоит на перроне всего 5 минут. Мы умудрились на два выхода выгрузить 19 велосипедов, всю нашу поклажу и самих себя всего за 4 минуты. Хороший результат ))). Виталий и я быстро собрали велики, погрузили на них баулы и покати в сторону моста через Днепр. Херсон был погружен в полумрак утреннего тумана. Когда мы проезжали через мост, то не было видно даже воды. Спокойное утреннее движение машин не напрягало, и мы быстро добрались до поворота на железнодорожную станцию Цюрупинск и село Крынки. Здесь машины были редкостью, и мы могли себе позволить двигаться рядом. Пустые поля сменялись цветущими садами и теплицами, незаметно мы добрались до села Козачьи Лагеря. Это последний населенный пункт на этот день. Как мы не искали в центре села, но найти кафешку в которой продавалось хоть что-нибудь горячее, кроме водки и пива, мы не нашли. Взяли классический набор туриста: кусочек колбасы, батон, майонез и пару апельсинов. Устроились рядом с первой кафешкой у которой я спрашивал горячий завтрак. Девушка у барной стойки приготовила нам по чаю и все расспрашивала, от куда мы едем и куда направляемся. Она и не знала, что всего в 15 километрах от ее села есть пустыня. Вот так и некоторые из нас проживаю всю свою жизнь так и не зная всего о своей родине. И это не мешает им поглядывать за бугор ))). Через два километра после выезда из Козачих Лагерей, повернули направо и ехали через красивейший акациевый лесок. Главное, внимательно следить за дорогой на наличие колючих веток. Такой идеально ровной и ярко-зеленой травы в лесу я еще не видел. Только на газонах перед банками ))). Через некоторое время показалась трасса Херсон – Мариуполь. Переехавши ее, поехали по самой накатанной грунтовой дороге. Сосновый лес в этом месте, словно из детской сказки, рассказывать на словах бесполезно, все равно не получится передать всю атмосферу увиденного. Хотя фотки посмотреть стоит ))). Лес быстро закончился, и началась степная песчаная дорога. Интересный факт: у меня на велике была резина шириной всего в 2 дюйма, но гладкая посередине и с небольшим количеством шипов по сторонам. У Виталика широкая 2,3 дюйма шипастая резина. Как показала практика, на моей разине гораздо проще ехать по сыпучему грунту песков. Двигаясь по солнцу примерно в южном направлении, мы добрались до непредвиденного препятствия - водно-болотного. И нет, чтобы сразу по карте глянуть, так решили объехать его сначала слева (не получилось по причине увеличения ширины препятствия), а затем справа. В результате штурмовали болотце вброд. Нашли место, где уже кто-то до нас проделывал эту операцию, и набросал немного веток и бревен на дно . Сначала я попробовал сделать пробный переход через брод, кроссовки снимать не захотел, боялся поранится. Виталий больший экстримал чем я, кроссовки решил оставить сухими. Переправлялись частями. Сначала вещи, а потом велики. Переправа усложнялась еще тем, что заросли камыша постоянно норовили сбросить вел с плеча и утопить его в этом болоте. Но все прошло благополучно, вещи сухие, велы тоже. Единственное что промокло, так это мои кроссовки и носки. Которые потом стали вонять рыбой ))). Какое же у нас было удивление, когда за небольшим холмом мы обнаружили большие пруды. И только в этот момент я догадался посмотреть в карту. Мы сместились намного левее, чем планировали, и оказались на левой границе «Алешковских песков» если смотреть с северной их части. Делать нечего, не переправляться же обратно ))). Поехали вдоль прудов искать переправу обратно. И таки нашли, практически за 4,5 километра. Теперь мы могли преодолеть пески с северо-востока на юго-запад. Первые два километра пути были чистой степью с нетронутой травой. Ехали на самых низких передачах, и все равно местами приходилось пешкодралом проламываться сквозь траву и сухой камыш. Потом начались первые, небольшие барханы. Но чем дальше, тем они становились больше и круче. Откровенно выматывает, на очередной бархан втаскиваешь груженный вел и потом наслаждаешься несколькими секундами спуска, и если под барханом есть хоть немного травы, то, возможно, и с последующим педалированием до подножья следующего. При переезде на очередной бархан заметил змею возле норки. Сначала подумал про ужа, но у этого пресмыкающегося не было характерной окраски. Гадюка, неприятная находка, после этого старался смотреть под ноги и побольше находится на педалях. Где-то в середине пустыни Виталик сделал круговую съемку на самом высоком бархане. Зрелище потрясающее, на сколько хватает взгляда, кругом песчаные барханы, и только на самом горизонте виднеется защитная полоса деревьев. Еще одна интересная встреча. В пустыне трудятся собиратели металлолома. И они не просто его собирают, а отыскивают при помощи металлоискателей. Неужели при стоимости металлолома 1 грн/килограмм это окупается? Или они находят в этих песках не только остатки разорвавшихся авиационных мин? Усталость давала о себе знать. Мы уже могли без отдыха преодолеть только полкилометра барханов. Потом 10 минутный перекур. И опять короткий марш-бросок. Так у меня хватило сил только до 17:40. Найдя подходящее место для лагеря, я загнал вел в гущу молодых березок и стал сразу распаковывать баул. У Виталика явно были еще силы двигаться вперед, но я настоял на стоянке. Пока я занимался приготовлением ужина и разведением небольшого костра, Виталик поставил палатку и принес еще немного сухих веток сосны. В пустыне она высохла на столько, что сгорает за несколько минут, даже толстые поленья толщиной с руку горят 15-20 минут, не оставляя практически никакого жара. Поужинав и немного посидев у костра с чашкой чая, поползли на ближайший бархан искать следы ближайшего села. Надеялись увидеть огни на границе пустыни и леса. Фокус не удался. Зато заметили огонь, очень напоминавший костер другой группы на горизонте в глубине пустыни. Виталик позвонил по телефону, узнать, не они ли это… Самое смешное, что после пяти минут общения по мобильному выяснилось, что у них очень маленький костер, и то что мы видим это не огонь второй группы. Пытались маякнуть друг другу фонариками, все равно ничего не увидели. Спустились к лагерю, посидели еще немного у костра. Приятно удивила непуганая живность в виде зайца. Он пасся от нас всего в каких-то 15 метрах и совсем нас не боялся. Виталик как истинный Шарик пошел пощелкать его затвором камеры ))). Забросили остатки дров в костер, сложили все съестное по баулам, велы загнали поглубже в заросли – и спать. Заснули быстро, я только несколько раз за ночь перевернулся, и проснулся со второго раза от звука будильника телефона Виталика. Утро было прохладным, но совсем не холодным. Завтрак, кофе у костра, неспешные сборы и в 7:30 мы уже в пути. Уже через 2 километра мы нашли дорогу, которая вела примерно в том направлении, на которое мы метили вчера вечером. По пути мы встретили УАЗик с металлоискателями, который ранним воскресным утром отправлялся на промысел ))). Еще через километр мы нашли стрельбище, где совсем недавно развлекались стрельбой по мишеням владельцы разнокалиберным гладкоствольным арсеналом. Здесь дюны стали совсем пологими, и мы могли все больше оставаться на колесах и меньше идти пешком. Горизонт с лесом приближался намного быстрее, чем в прошлый раз, и примерно через два часа мы подошли к краю лесополосы. В этом месте она сильно пострадала от пожаров. Лес полностью сгорел, и из песка торчали только обгорелые трупики сосен. Частично их уже вырезали, пустыня таким жестоким методом отвоевала еще частицу песков. У нас еще оставалось много времени, и Виталик предложил идею усложнить наш поход и добавить к пустыне еще часть леса от села Костогрызово до Цюрупинска. Сказано – сделано: повернули по трассе в село Раденск. Первым делом купили зубную щетку и отчистили цепи и звезды от песка. Он издавал очень неприятный звук при движении. В само Костогрызово ехали против ветра, поочередно меняясь во главе пилотона из двух велосипедистов ))). Повернули у пересохшего Лимана в сторону леса, и скоро оказались в тени сосен. Местами, конечно, был сыпучий песок, по которому мы двигались пешком, но в основном на колесах. Но каким же было наше удивление, когда через 6 километров мы наткнулись на выжженный лес. Он уже был практически полностью распилен на бревна и частично вывезен. Но все же приличная его часть еще оставалась в форме аккуратно сложенных в стопочку черных от сажи бревен. Виталик правильно предположил, что это именно тот Херсонский лес, который горел в прошлом году. И который лопатой с песком пытался тушить Ющенко ))). Размеры пожара поражали реальностью, мы чуть больше часа путались среди ответвлений дорог, которые сделали своими могучими колесами лесовозы. И благополучно заблудились. Но судя по карте, нам достаточно было двигаться прямолинейно, чтобы максимум через 12-14 километров попасть на асфальтированную дорогу. Блуждая по бесконечному пустырю с черными пеньками от елей, мы наткнулись на ЛЭП, а под ней хорошую гравийную дорогу. Понимая, что эта дорога просто обязана нас вывести к цивилизации, мы с приличной скоростью полетели по ней на втором дыхании. Усталость словно улетучилась. Через 5 километров мы выехали на неопознанную трасу. Увидев невдалеке торговца грибами, мы подъехали спросить у него дорогу. Он не спросив меня цели нашего направления, сразу начал объяснять, как нам доехать до Николаева. Наверное мы у него не первые велосипедисты которые спрашивают дорогу ))). Я был откровенно поражен, когда узнал, где мы выехали из этого леса. Мораль: туристы, не ленитесь брать с собой компас . По пути в Херсон мы еще заехали по знаку, посмотреть, что такое «Олешкінська козацька Січ». На деле, это оказалось место, где она была в прошлом. Я это место мог вообще проскочить, если бы не Виталик со своим острым зрением. Заехали отдохнуть у Днепра, так как у нас еще было много времени. Вытрусили из кроссовок песок пустынь и помыли ноги. Херсон – как и любой крупный город, встретил нас потоком машин и горячим асфальтом. До железнодорожного вокзала мы добрались к 15:00. На небе ярко светило солнце. Вспомнилась вторая группа, как они так под таким ярким солнцем справляются с песками. Очень хотелось верить, что они уже в спасительной тени деревьев. В поезд мы загрузились в 20:10 а в 20:36 уже ехали по домам... За все время похода я потратил: 90 грн. на билеты в оба конца с постелью. И 85 грн. на все остальное (еда, вода, пиво). Виталик немного больше, так как ему дальше ехать. Пройдено за два дня 155 км. Фотки можно скачать по этой ссылке: http://ifolder.ru/6187849 Карта маршрута тоже есть, могу выслать всем желающим :)
   4 0

Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы и не можете комментировать. Пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите